Старшее поколение горожан наверняка помнит спектакли театра кукол «Буратино». Любовь Ляпина возглавляла его почти 26 лет.
В современном Кирово-Чепецке куклам нет места… Театр прекратил свою работу. Почему этот вид искусства не интересен горожанам, мы порассуждали вместе с Любовью Васильевной.
— Любовь Васильевна, как получилось, что вы стали заниматься куклами?
– На самом деле, моя профессия никак не связана с театром. Я окончила училище связи, работала по специальности в Кирове и участвовала в народном театре. Когда объявили набор в Кировский театр кукол, мы с подругой после ночной смены пошли на пробы, и нас обеих взяли. С того момента мы начали работать в театре. Отмечу, что я все же училась на актерско-режиссерском факультете в Москве, но была уверена, что это образование пригодится лишь для народного театра. А вышло так, что оно стало делом всей моей жизни. После Кирова я работала в театре в Тюмени, а затем вернулась в Кирово-Чепецк.
— Как повлиял на вас кукольный театр Афанасьева?
– Анатолий Николаевич Афанасьев сам принимал меня на работу. Он был строгим, но справедливым руководителем. А его сын, Вадим Анатольевич Афанасьев, был мастеровым. Помимо того, что он ставил спектакли, он умел расписывать кукол, умел делать механику. У меня до сих пор сохранилась кукла, которую Вадим Анатольевич с мамой Анисьей Николаевной сделали для меня, для театра в Кирово-Чепецке.
— К чему вы стремились в чепецком, по большому счету, провинциальном театре кукол?
– Я пришла в театр «Буратино» во дворце культуры «Дружба», когда уходила на пенсию руководитель театра Галина Ивановна Глезер. Небольшой коллектив образцового театра кукол остался со мной. Мы регулярно подтверждали звание народного театра. Первых кукол нам помогал делать Вадим Афанасьев.
Затем в нашем театре появился художник — Надежда Кузнецова, с ней мы готовили кукол сами. А механику нам помогал делать Даниил Морданов.
Я пришла в чепецкий театр с большим багажом опыта и знаний и очень хорошо понимала, что даже самодеятельный театр должен держать марку. Мы выходили к зрителям, а значит, куклы должны были «оживать». За все время работы в театре «Буратино» мы пыталась достичь этих высот, работали серьезно.
— Какие спектакли театра «Буратино» — долгожители? Какие больше всего запомнились зрителям?
– Спектакль «Аленушка и солдат» жил очень долго, а кукол для него делала художник Татьяна Мамонова. Думаю, зрителям запомнились спектакли «Я цыпленок, ты цыпленок» (для самых маленьких), «Волшебная калоша». Вообще, в год мы готовили по два-три новых спектакля.
— Кто были ваши актеры?
– Ребята 14-15 лет. Коллектив периодически обновлялся, но я не делила артистов на новичков и «старичков», просто более опытные постоянно учили младших. У нас был дружный коллектив, практически семья. Мы вместе ходили в походы, устраивали вечера. Многие ребята до сих пор поддерживают со мной отношения.
— Кому пригодился театр в профессиональном плане?
– Честно говоря, я никогда не направляла ребят в театральные вузы. И они сами видели, насколько труд в театре тяжел. Правда, свою жизнь с театром связала Муза Соколова. Именно она делала кукол для спектакля театра имени Образцова «Щелкунчик».
— Почему сегодня наш чепецкий театр кукол никто не хочет возрождать?
– Руководитель самодеятельного театра – это и швец, и жнец, и на дуде игрец. Моя квартира в то время была просто переполнена всякими тряпочками, булавками, проволочками – я не могла выбросить ни одной детали, собирала их для спектаклей. Профессия кукольника требует много знаний и огромного опыта. Невозможно за день научиться работать с куклами. Кроме того, работа кукольника и физически тяжела: подержи-ка куклу на вытянутой руке весь спектакль, а еще нужно говорить за нее, да так, чтобы слышал весь зал. Это человек сможет сыграть любую эмоцию, а у куклы возможности для выражения ограничены.
— Тем не менее, что бы вы поставили сейчас для Кирово-Чепецка?
– Постановку для маленьких зрителей. Когда я наблюдала за детьми из-за ширмы, то видела, насколько они искренне все воспринимают, как живо реагируют. Правда, современным детям те спектакли, что были раньше, уже кажутся скучными, потому что они сегодня привыкли к динамике, а в театре кукол важно сопереживание. Должна сказать, что в последние годы заметно упал интерес зрителя к куклам.
— Почему людям нужно ходить в театр кукол?
– Потому что театр – это сказка. И в ней всегда добро побеждает зло. Мы никогда не ставили страшные спектакли. Наши герои много пели, танцевали, смеялись, радовались, когда вместе одолевали злодеев. И дети радовались вместе с ними, понимая, что победить зло можно, когда все вместе, и когда ничего не боишься.