Художник сегодня может быть разным: востребованным, увлеченным и даже практичным. Но ему не обойтись без творчества. Какие возможности дает современный мир для творческих людей? И как сохранить во всемирной цифровизации верность традициям и передать ее детям?
Накануне Международного дня художника мы встретились с Аллой Малышевой, преподавателем, завучем детской художественной школы имени Л. Т. Брылина Кирово-Чепецка.
Алла Германовна, какое место в вашей жизни занимает творчество?
– Творила я, можно сказать, всю жизнь. Помню, как в садике постоянно что-то лепила сама, никто меня не учил. До сих пор мама хранит игрушки, сделанные детской рукой. Я белила и раскрашивала их обычной гуашью, никаких специальных красок у меня, конечно, не было. Потом окончила художественную школу, моим учителем был Дмитрий Николаевич Сенников. В УПК занималась резьбой по дереву, успела поработать резчиком 3-го разряда на фабрике «Идеал».
А мы знаем вас еще и как мастерицу дымковской игрушки. Для Кирово-Чепецка это все-таки нехарактерный промысел. Как получилось, что вы занялись дымкой?
– После школы узнала, что идет набор в дымковские мастерские. А меня всегда привлекала глина, с детства нравилось лепить, поэтому отправилась на экзамен. Претендентов было человек 15, нас попросили за короткое время слепить игрушку – у кого лучше получится, тот и поступил. Я поступила. Через год получила квалификацию «мастерица дымковской игрушки» и осталась работать в мастерских. В это же время училась в Вятском художественном училище им. А.А. Рылова, успешно его окончила. А затем вслед за супругом переехала в Кирово-Чепецк.
Сейчас, когда у вас так много другой работы, вы лепите?
– Заниматься дымковской игрушкой я не прекращала, продолжаю лепить их и расписывать, а вместе с детьми мы изучаем дымковские традиции. В нашей школе есть своя методика обучения основам промысла для малышей разных возрастов, программа называется «По мотивам дымковской игрушки», которую я разработала сама.
Что важнее в дымке – соблюдать каноны или изобретать новые мотивы? Вижу, у вас есть не только петушки, козлики и барыни, но и котик, змейка…
– Наш преподаватель истории искусств в художественном училище Генриетта Георгиевна Киселева всегда учила: главное в любом промысле – сохранить традиции. Мы стараемся приучить к этому детей. Ученики могут менять цвет, но символы должны оставаться традиционными. А для души, для себя или друзей можно придумывать новые образы и сюжеты. Например, этот котик срисован с моего кота Басика, очень похож! Вот уже несколько лет я создаю фигурку совенка — награду победителю конкурса «Учитель года». А к каждому Новому году я разрабатываю эскизы и выполняю символы животных. С ребятами мы, к слову, уже слепили собачек.
Может ли художник, не теряя индивидуальности, зарабатывать? А совмещать административную работу с творчеством?
– Все можно совмещать. Художник может работать на заказ в свободное время. Главное, вставать пораньше и ложиться попозже, тогда все успеешь. Я могу творить в выходные, вечерами… Сын иногда даже шутит: «Мама, ты с кисточкой засыпаешь!». Кроме того, художнику нужно развиваться, узнавать новое, двигаться вперед. Как музыканты не могут без музыки, так и мы не можем без живописи.
А интересно ли современным детям, «живущим» в интернете, заниматься творчеством?
– Как раз от компьютера дети устают. На занятиях в художественной школе они создают чудо своими руками, и это затягивает! Но здесь важна и помощь родителей, их задача – рассмотреть в ребенке чудо, талант.
Как рассмотреть талант, к примеру, в первоклашке?
– Мы всегда говорим родителям на собраниях: внимательно следите за своими детьми, обращайте внимание, к чему они тянутся. Вот эту предрасположенность и нужно развивать! Ее рассмотреть несложно даже в детстве. Смотрите на поделки в садиках, на рисунки. Внимательные мамы и папы обязательно заметят, что получается у ребенка и как, нравится ли ему создавать что-то своими руками. Или же ему больше подходит спорт…
Среди выпускников вашей школы есть профессиональные художники?
– Кто-то учится в архитектурных вузах, кто-то в технологических, кто-то стал ландшафтным дизайнером или дизайнером интерьера. Пусть не все – профессиональные художники, но все – творческие люди. Они могут, например, самостоятельно разработать дизайн квартиры, подобрать цвет.
Алла Германовна, очень хочется пригласить чепчан посмотреть на работы юных талантов. Какие выставки сейчас в школе работают?
– Отчетно-годовая, выставка выпускников и «Осенний вернисаж».
Художественной школе, как любому бюджетному учреждению, наверное, приходится трудно?
– Трудности были во все времена. Порой нам приходится зарабатывать для пополнения бюджета, у нас есть платные группы для детей 6-7 лет, занятия для взрослых. Но не это составляет основу нашей работы. Мы хотим, чтобы наши дети выросли увлеченными, интересными личностями, чтобы их таланты помогали им преодолевать жизненные трудности.