Любимый афоризм постсоветских демократов был в том, что невидимая рука рынка сама отрегулирует экономику страны. Каждое лето и осень эта броская фраза находит подтверждение на улицах Кирово-Чепецка. Как и десятки лет назад, в городе есть четыре устоявшихся тротуарных рынка — у ТЦ «Балезино», на «Южном», пониже «Маруси» на улице Ленина, на перекрёстке у «Звезды». Тротуарных потому что продавцы здесь сидят или вблизи пешеходной дорожки, или прямо на ней. Продавцы, которым в среднем, перевалило за пятьдесят.
Рядками лежат на незамысловатых «прилавках» выращенные руками бабушек овощи и зелень. Укутаны в пакеты лесные грибы, продаются стаканами ягоды, стоят пузатые баночки с солениями.
Приходят бабушки не только ради «прибавки к пенсии», хотя это тоже причина. Но больше чтобы занять себя и ради возможности пообщаться. В каком-то смысле, бабушкины ряды вполне можно назвать общественным пространством. Почему нет? В Кирово-Чепецке больше 40% людей пенсионного возраста, которым тоже нужны занятия и общение.
Между тем и спрос на товары присутствует: довольно часто прохожие что-то покупают. Особенный ажиотаж, конечно, в отношении того, что в магазине не купишь — лесные грибы и ягоды, «своя картошка», чеснок (в котором, в отличие от китайского, хотя бы вкус и запах есть) или какой-нибудь базилик по 25 рублей за пучок (когда в магазине такой стоит в пять раз дороже, если найдёшь). Но обвинить в демпинге цен пенсионеров не поворачивается язык. Многим приходится вставать спозаранку, чтобы сначала собрать дары природы, а уже после прийти с ними торговать на рынок. А это всё же не такая простая работа. Ради интереса спросишь откуда черника у продавщицы, а та покажет синие руки. Значит, всё честно.
Пусть уличные торговцы стоят на «бесплатных местах», но это естественная часть городской жизни, которая нужна и клиентам и самим пенсионерам. Да, мы не в Европе, где рынки с частной торговлей даже считаются привлекательными с туристической точки зрения.
Но и в Кирово-Чепецке возможно сделать уличную торговлю лучше. Есть же практика в других городах, что для «бабушкиных рядов» делают более человеческие и бесплатные места на муниципальных рынках.