Мастер светописи. К 112-летию Алексея Перевощикова

Мастер светописи. К 112-летию Алексея Перевощикова
Мастер светописи. К 112-летию Алексея Перевощикова
Фото: chepetsk-news.ru

«Мир удивительно фантастичен и поэтичен. Мы только его здорово опрозили. Каждый предмет — натуральный и рукотворный — имеет свою душу. Деревья, кусты, трава, цветы, — безусловно видят, имеют зрение. Иначе зачем им соревноваться в разнообразии и прекрасном цветении?» (А. Перевощиков).

В этих словах — восприятие мира настоящим художником. Таким художником был и остался в нашей памяти и в своем творческом наследии Алексей Михайлович Перевощиков.

Судьба вручила ему инструментом не кисть, не резец, но фотокамеру. Художник вложил в эт0т механизм часть своей души, озарив его своим видением, сделав его частью окружающей природы,неприметной и мною видящей. То, чем занялся наш герой, на русском языке звучит очень поэтично — «светопись». Алексей Перевощиков говорил о себе: «Меня интересовало и привлекало не отражение жизни, а рисование жизни. Я фотограф, а не фактограф. Я стремлюсь постичь, найти, узнать — на что всё же способна фотография Всё, что мы видим, это сырье, ждущее, требующее обработки, трансформации. Писать светом. Писать, а не описывать все как есть». С таким взглядом пришел А. Перевощиков к очередному этапу жизни — к началу занятий художественной фотографией. У пятидесятилетнего фотографа хватило энергии проявить свой недюжинный талант и явить миру одну из интереснейших граней художественной фотографии, получив признание на международной арене и в родной стране, Этому способствовало и время — то была недолгая эпоха «оттепели» советского строя в середине пятидесятых годов прошлого столетия.

Творческий путь фотохудожника Алексея Перевощикова весьма условно можно разграничить на три периода.

Первый — путь осуществления, опыт радости осознания себя художником, радость от ощущения податливости материала, с которым работаешь, удовлетворение результатом труда — признание, известность.

Второй — период противостояния каким-то злым силам, всегда присутствующим в обществе, путь художника, пусть не гонимого, но на какойчто период отвергнутого официозом,

Третий — период осмысления своего пути как человека, так и художника, период философствований в фотоискусстве.

И каждому периоду в творчестве мастера яркими иллюстрациями служит его наследие — фотокартины, иначе не назовёшь фотографии, размером в основном 50 на 60 см, с содержанием, соответствующим малопривычному формату,

В созданных пейзажах, портретах, фотокомпозициях Алексей Михайлович стремился отходить от зеркального отражения окружающего мира — это было естественное стремление художника к обобщению образа, а значит, и к созданию цельного произведения изобразительного искусства.

В начале творческого пути это мастеру удавалось уже при фотосъёмке, фотомонтаж пока не занимал большого места в его творчестве. Выразительными средствами пока больше служили неординарность условий съемки: туман с размытостью дальних планов, нарочитая нерезкость движущихся объектов, подчеркивающая динамику, глубокое светотеневое решение сюжета, необычный ракурс кадра, отображение редких, но характерных состояний природы. Мастер шёл плодотворным путем поиска необычного в обыденном.

Эпитафичность в творчестве Алексея Перевощикова

Подобное направление творческих поисков — благодатная почва для созревания художественного таланта.

Но подступал второй период его творческой жизни. Отношение общество к своим кумирам рано или поздно идет на спад. Алексей Перевощиков нелегко переживал подобный поворот дела. Пригубив от чащи славы,признав признание зрителя, тяжело осознавать себя отодвинутым от Олимпа. Такой поворот жизненных событии повлек за собой поворот в творчестве нашего автора, он осваивает способы сотворения новой действительности на поле фотоизображения, взяв на вооружение способ фотомонтажа.

Чтобы достойно воплотить свои замыслы, автор прибегает к различным способам обработки негативного материала, в основном — переводом изображения в фотографику, детализацией изображения, съемкой отдельных объектов и субъектов для задуманных композиций. Отдельной строкой его творчество проходят автопортреты и монтажи с автопортретами, характерно отражающие состояние духа мастера в этот период творчества.

В драматических композициях того периода Алексея Михайлович с необычайной выразительностью высказался — и чем ?! — средствами фотографии. Он достойно принял вызов времени и обстоятельств, отдалился от выставочной суеты, с головой погрузился в творчество. В какие-то моменты он, возможно, излишне драматизировал ситуацию с противостоянием. Но всё ко благу. Сказал же однажды поэт, что главное в жизни художника не успех, а — успеть. А герою нашей статьи шёл уже седьмой десяток, и «успеть» звучало вполне актуально. В итоге, он оказался прав. Создать то, что он создал в тот период параллельно с вернисажной суетой вряд ли было возможно. Но «и это проходит».

Я хочу подчеркнуть условность моего деления творческого пути фотохудожника на означенные периоды, но такое впечатление у меня сложилось во время личных отношений с мастером в своё время, из наших долгих бесед, его рассказов о себе, просмотра его произведений, из чтения имеющихся печатных материалов о нём, из какого-то подспудного анализа отношений яркой личности художника с окружающей действительностью, в которой, естественно, пребывал и сам автор этих строк.

Период моего близкого знакомства, дружбы с А.М. Перевощиковым совпал с третьим периодом его творчества, который я бы назвал периодом философствования в фотографии. Уже не выходивший на съёмку, он использовал свой богатейший архив негативов для создания новых композиций, занимался постановкой и фотосъёмкой натюрмортов. В этот период он много читает, пишет заметки «Осколки мыслей», воспоминания, изливает душу в статье «Искусство или фотография?»

Так случилось, что в упомянутых записках Алексей #Перевощиков выразил своё кредо в искусстве:

«Судьба выбрала меня для эксперимента: заставила искать, блуждать, терять, находить — что, мол, из этого получится? В своем искусстве я направления не выбирал, оно меня выбрало. Моя рука оказалась во власти сердца, а не разума. Меня интересовало, увлекало не отражение жизни, а рисование жизни. Я фотограф, а не фактограф. Я стремлюсь постичь найти,узнать — на что всё же способна фотография».

Яснее не выразишь жизненный, творческий путь человека, целиком посвятившего себя одному делу — делу творчества. Фотохудожников такого масштаба и дарования мало. А. Перевощиков разработал малоизвестные пласты философского проникновения в окружающий мир через искусство фотографии.

Серый кот. Псевдосоляризация. Фотомонтаж

Из исходного негативного материала он лепил свой мир, как никто до него этот не делал, и преподносил нам удивительные свои картины, в которых мы через красоту и страсти, отражённые мастером, узнавали места, где, кажется, сами бывали, узнавали проявления чувств, которые обуревали и нас.

Каждый заинтересованный зритель находит что-то своё в этих удивительных фотокартинах. Подобное воздействие на зрителя и есть признак настоящего таланта.

Олег Синица

Вступительное слово к фотоальбому, 2005 г.

 

 
По теме
В год лечение в Центре медицинской реабилитации «Айболит» проходят более 1500 детей - Департамент здравоохранения В подразделении Детского диагностического центра – Центре медицинской реабилитации «Айболит» проходят оздоровление и реабилитацию маленькие пациенты с заболеваниями различных органов и систем, в том числе органов дыхания,
Департамент здравоохранения
Масленица в «Талисмане» - Газета Народный вестник Вятки Конный клуб «Талисман» города Советска для своих гостей в этом году подготовил очень насыщенную программу на Масленицу!
Газета Народный вестник Вятки
Участников проекта «Конев – Маршал Победы» посвятили в юные экскурсоводы - Kirov.Online Мероприятие прошло в торжественной обстановке в музее Маршала в присутствии ветеранов Ленинского района и старших экскурсоводов ДДТ «Вдохновение» Музей Маршала Конева, дважды Героя Советского Союза, нашего земляка,
Kirov.Online